РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА "СНИЖЕНИЕ ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ"


1. Повышение самооценки ребенка. Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением и умел замечать все его успехи.
2. Обучение ребенка умению управлять своим поведением. Необходимо обучать ребенка умению управлять собой в ситуациях, вызывающих у него наибольшее беспокойство.
3. Обучение ребенка расслаблению. Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят - это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ:
1. Необходимо демонстрировать своему ребенку образцы уверенного поведения, которое будет для него хорошим примером. По возможности, контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учить необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегает опасность.
2. Не стоит предъявлять ребенку завышенные требования, превращая его жизнь в постоянную борьбу за достижения. Не требуйте от ребенка невозможного. Если вы знаете, что ему с трудом дается какой-либо предмет, не ругайте его, лучше лишний раз помогите при выполнении домашнего задания. Ребенка необходимо понимать, не ругать его за то, за что нужно пожалеть, поскольку он просто не может выполнить.
3. Нельзя предъявлять к ребенку противоречивые требования, необходимо наладить с ребенком конструктивное взаимодействие. Ребенка нельзя ставить перед необходимостью выбора позиции папы или мамы. Мнение родителей и педагогов так же не должны противоречить друг другу и подрывать их авторитет в глазах ребенка. От этого напрямую зависит эмоциональное благополучие ребенка. Взрослые также не должны быть противоречивы и в своих поступках, и действиях. Не должно быть двойных стандартов.
4. Ребенку необходимо доверять. Доверие делает его спокойнее, увереннее в себе. Для эмоционального благополучия ребенка важно, чтобы близкие были честны и искренни с ним.
5. Важно безусловно принимать и любить ребенка. Оценки и другие достижения ребенка не стоит рассматривать как главную ценность.
6. Рекомендуем нацеливать ребенка не на результат, а на действие. Любое обучение должно восприниматься ими как средство развития и способ самовоспитания.
7. Необходимо чаще хвалить ребенка и проявлять свою любовь и нежность. Тревожного ребенка трудно «перехвалить», так как он обычно с недоверием относится к любой похвале из-за неуверенности в себе. Ежедневно отмечайте успехи своего ребенка, сообщая о них в присутствии других членов семьи.
8. Нельзя угрожать детям. Они и так слишком ранимы. Лучше профилактически обсуждать с ними различные темы, проговаривать ситуации, в которых ребенок ведет себя не лучшим образом. Это поможет научиться детям понимать свои чувства и мысли и выражать их словами.
9. То, что ребенок может делать сам, родителям не следует выполнять за него. Важно, чтобы ребенок проявлял самостоятельность и инициативу, ведь характерной особенностью тревожных детей является их низкая активность. Он привык ориентироваться на других. В этом хорошо помогают коллективные игры и ребенку следует предложить роль, требующую от него принятия решений и активной коммуникации с игроками.
10. Необходимо побуждать ребенка к разностороннему общению: обратиться с просьбой или вопросом к продавцу или передать информацию и т. д.
11. Дома важно создать атмосферу непосредственного эмоционального общения, взаимопонимания и доверительности. Такая атмосфера снизит у него чувство тревоги и даст ему возможность проявить себя. Ребенку нужна эмоциональная поддержка близких.
12. Чаще используйте телесный контакт. Ласковые прикосновения родителей помогут ребенку обрести уверенность в себе и доверие к миру.
13. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Исключите из своего лексикона слова, которые унижают его достоинство, даже если вы очень сердиты. Надо требовать от ребенка не извинений за тот или иной поступок, а объяснения, почему он это сделал.
14. Используйте наказания лишь в крайних случаях. Лучше, если Вы будете выражать свои мысли и чувства словами.
15. Нельзя сравнивать тревожного ребенка с другими детьми. Старайтесь избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показателями, например, неделю назад.