Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

В ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 254 Г. О. ДОНЕЦК" ДНР есть 1 кабинетов для детей с ТНР.
Кабинеты содержат:

Артикуляционная зона. Содержит наборы: предметных картинок, игровых упражнений, артикуляционных сказок для развития артикуляции и сопровождения артикуляционной гимнастики.
Дыхательная зона. Наполнена разнообразными  тренажёрами для развития дыхания.

Зона развития фонематического слуха. Включает в себя дидактические пособия, игры для различения речевых и неречевых звуков «Божья коровка», «Аквариум», «Звуковой дубок», «Звуковая мозаика», Светофорчики», «Звуковые дорожки»

Зона коррекции нарушений звукопроизношения. Содержит зеркало с дополнительной подсветкой, набор зондов. Подобрана литература по автоматизации звуков, дидактические игры и пособия для автоматизации и дифференциации звуков.

Зона развития мелкой моторики. Наполнена дыхательными тренажёрами, вертушками, султанчиками, игровые тренажеры: «Цветочная полянка», «Помоги спрятаться», волчки, мини-маски на ручку; картотека пальчиковых игр.

Зона развития психологической базы речи. Содержитигры и пособия дляразвития высшихпсихических функций:памяти, внимания,мышления: «Сложи узор» -кубики Никитина, «Найди отличия», «Кто спрятался на полянке», «Поиск предметов».

Зона формирования лексической и грамматической стороны речи. Зона наполнена предметнымикартинками по разным лексическим темамдля формирования и расширения словаря,а также пособиями и играми на словоизменение,словообразование, предложные конструкции.

Зона обучения грамоте. Включает в себя схемы и фишки для разбора слов, предложений, кассы букв и слогов, магнитную доску, азбуку, дидактические игры для обучения чтению: «Слоговое домино», «Найди ошибку», «Подбери букву», «Разрезные буквы», «Подбери и прочитай», настенное панно «Город букв».

Зона развития связной речи. Включает игры и пособия, формирующие у детей умение строить собственное высказывание, наборы предметных и сюжетных картинок по лексическим темам для составления разных видов рассказов, схемы для составления описательных рассказов, наборы текстов для пересказов.

Объекты для проведения практических занятий

Кабинет педагога - психолога и кабинеты учителя - логопеда,  музыкальный зал.

Библиотека

В ГКДОУ " ДЕТСКИЙ САД № 254" Г. О. ДОНЕЦК" ДНР библиотека отсутствует. Книги для детей и педагогов находятся в методическом кабинете.

Спортивные объекты

В ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 254 Г. О. ДОНЕЦК" ДНР спортивные объекты отсутствует. Спортивные занятия проходят в музыкальном зале.

Средства обучения и воспитания

Образовательная деятельность учителей-логопедов

В ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 254 Г. О. ДОНЕЦК" ДНР функционирует 1 логопедическая подготовительная группа: В группы отбираются дети с диагнозами Общее недоразвитие речи (ОНР) I, II,III уровней.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

У детей с ОНР I уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР I уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР I уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР I уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР II уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР II уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети неправильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР II уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР II уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР III уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР III уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР III уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

Задачей работы ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 254 Г. О. ДОНЕЦК" ДНРявляется комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Деятельность учителей-логопедов предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.

Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.

Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.

По окончании коррекционного этапа наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной повседневной речи.

Занятия проводятся как индивидуально, так и подгруппами. Подгрупповые занятия проводятся по развитию речи, по ознакомлению с элементами грамоты. 

Учителя-логопеды строят свою работу на основе:

- основной образовательной программы ДОУ;

Предметно-развивающая среда речевых кабинетов соответствует требованиям Программы. Кабинеты разделены на зоны: коррекционную, образовательную, игровую. Образовательное пространство логопедических кабинетов различными средствами обучения и воспитания, которые позволяют осуществлять коррекционную деятельность и развитие речевой активности всех воспитанников. 

Логопедические кабинеты имеют необходимые средства гигиены: вату, спирт, салфетки, шпателя, логопедические зонды, индивидуальные зеркала. У настенных зеркал есть подсветки для работы и шторки. Все логопеды выполняют санитарно- гигиенические требования, осуществляют контроль за правильной осанкой детей во время работы за столами, сменой поз в течение занятия, проводят физминутки.

В логопедических кабинетах имеется специальная коррекционная литература, магнитные доски, наглядные материалы, дидактические игры по разделам: 

·        развитие артикуляционной моторики,

·        развитие мелкой моторики,

·        развитие высших психических функций,

·        звукопроизношение формирование фонематического слуха,

·        лексико-грамматические категории,

·        связная речь,

·        подготовка к обучению грамоты.

Учителя-логопеды детского сада используют в своей работе современные методики Н.В. Нищевой, Н.Е. Арбековой, Т.А. Ткаченко, Мурашковской И.Н, технологии ТРИЗ, мнемотехнику, ЛЕГО-технологии, песочную терапию.

Логопедами разработан и изготовлен разнообразный дидактический и раздаточный материал, обеспечивающий внедрение инновационных методов и приёмов в работу с детьми.

Для индивидуальной работы с детьми учителя-логопеды используют сигнальные карточки, наборы букв и слогов, слоговое лото, модели предложений; имеется большое количество настольно - печатных игр, таких как «Фразовый конструктор», комплект игр по развитию фонематического восприятия,альбомы по автоматизации и дифференциации звуков и другие игры, способствующие развитию произвольной памяти, мышления и речевой активности.

Во всех группах используются современные компьютерные технологии, что даёт возможность улучшить качество работы педагогов.

Учителя-логопеды каждой группы ведут обязательную документацию:

Перспективный план коррекционной работы. 

Планы – конспекты фронтальных занятий (календарный план). 

Планы индивидуальных занятий. 

Речевые карты на каждого ребенка. 

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями. 

Тетрадь взаимосвязи логопедас родителями на каждого ребёнка.

Книгу учета детей с указанием диагноза ребенка. 

Циклограмму деятельности учителя – логопеда. Расписание занятий (утвержденное руководителем) 

План самообразовательной деятельности педагога. 

График работы кабинета. (утвержденный руководителем) 

Паспорт кабинета. 

Журнал учета ежедневного посещения детьми ДОУ. 
Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:

1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;

2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.

И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка ведется тетрадь взаимосвязи с родителями, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад каждый понедельник, а в конце недели забирают домой для повторения материала.

Сотрудничество с родителями в дошкольном учреждении проводится в разных формах: индивидуальные и подгрупповые консультации, родительские собрания, мастер-классы, информационные стенды в родительских уголках по профилактике речевых нарушений в домашних условиях. Выставляется интересная, разнообразная информация в соц. сетях «Одноклассники», «В контакте» в группе ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 254 Г. О. ДОНЕЦК" ДНР и на сайте детского сада.

Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу.

Технологии и методики, используемые учителями-логопедами в своей работе.

Технологии логопедического обследования определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере (методики   И.А. Смирновой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной)                            

Технологии формирования речевого дыхания активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, плавность речевого высказывания, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания. (методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой) 

Технологии коррекции звукопроизношения уточнение произношения звуков; постановка и закрепление отсутствующих звуков; развитие фонематического восприятия; преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры; закрепление изученных лексико – грамматических конструкций. (методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной)

Технологии дифференцированного обучения обучение каждого на уровне его возможностей позволяет сделать учебный процесс более эффективным.  Создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых нарушений, учитывая личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения нового материала, интерес к изучению нового материала. (Условное деление группы с учетом типологических особенностей детей и уровней речевого развития воспитанников)

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, таких как бедность словаря и синтаксических конструкций.

Технологии развития связной речи   обучение детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения задания (методики Т.Б. Филичевой, Н.В. Нищевой, Н.Е. Арбековой, Т.А. Ткаченко, Мурашковской И.Н)

Информационные компьютерные технологии положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств. (Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а также как средство визуализации и опосредованного произношения)

Технология проблемного обучения усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивация поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Развитие познавательной активности. (технологии ТРИЗ, методики Н.В.Нищевой)

Динамические паузы в сочетании с речевым материалом: развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения. (Физминутки по лексическим темам)

Гимнастика для пальчиков: развитие мелкой моторики пальцев рук, координацию речи и движений, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов. (Крупотерапия, песочная терапия, су-джок, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, шнуровки)

Психогимнастика. обучение детей выразительным движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения. (Игры и этюды)

Биоэнергопластика, кинезиологические упражнения активизация интеллектуальной деятельности, развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики, межполушарных связей.

Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры стимулирование и активизация мышечного тонуса. (Комплексы упражнений на занятии, как один из этапов работы).

Образовательная деятельность педагога-психолога

Проблема, над которой работает педагог – психолог дошкольного учреждения: Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Создание условий для психического и социального здоровья ребенка во всех сферах жизнедеятельности. 

Приоритетные направления деятельности педагога-психолога 
Ø Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста. Готовность детей к школе.
Ø Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода.
Ø Профилактика конфликтов. Профилактика насилия в семье. 
Ø Профилактика девиантного поведения. Профилактика жестокого поведения среди детей. 
Ø Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. 
Ø Формирование Я-концепции, здорового образа жизни. Профилактика аддиктивного поведения.
Ø Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования психологической устойчивости в условиях военной ситуации и чрезвычайных событий.
Педагог-психолог является соавтором методических пособий, апробированных и одобренных научно-методическим советом методического центра города Макеевки, которые использует в своей работе:

Коррекционно-развивающие занятия по развитию произвольной регуляции деятельности с использованием кинезиологических упражнений для детей 5-7 лет;
Коррекционно - развивающие занятия для детей 4-7 лет «Я ничего не боюсь»;
Коррекционно-развивающие занятия по эмоционально-познавательной сфере для детей младшей группы «Учусь быть взрослым и послушным»;
Коррекционно – развивающие занятия по формированию мотивационной готовности детей к обучению в школе»;
Коррекционно-развивающие занятия для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста «Мир детских эмоций»; 
Коррекционно-развивающие занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Мир детских эмоций». 
Педагог-психолог на занятиях с детьми использует методы арт-терапии (игры с песком, крупой), сказкотерапии, кинезиологии, работы с камешками Марблс. Уделяет внимание индивидуальному подходу к детям. 

В дошкольном образовательном учреждении применяются интерактивные формы сотрудничества с родителями. Это такие, как

выступление на родительском собрании;
групповые тематические консультации;
семинары-практикумы
индивидуальные консультации.
Проводится также работа и с педагогами. В содержание мероприятий включаются психологические игры, упражнения, элементы тренинга, дискуссии, обсуждение проблемных ситуаций.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Конструктивные особенности здания МБДОУ № 254 не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. 

Специальные условия питания

В нашем детском саду организованно бесплатное сбалансированное и качественное питание.

Ответственный за питание:

Правильно организованное питание детей  дошкольного возраста в условиях ДОУ является важным фактором в формировании роста и развития ребенка, его здоровья не только на данный момент, но и в будущем. Организация питания независимо от типа дошкольного учреждения и времени пребывания в нем ребенка должна базироваться на следующих принципах: 

• правильная организация режима питания; 

• адекватная энергетическая ценность пищевых рационов 

(не менее 70 %), соответствующих энерготратам детей; 

• сбалансированность рациона по всем необходимым пищевым ингредиентам (белки, жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементы); 

• использование адекватной технологической и кулинарной работки продуктов, обеспечивающей высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов; 

• соблюдение всех санитарно-гигиенических требований предъявляемых к получению и транспортировке продуктов, местам и условиям их хранения, кулинарной обработке (учитывая специфику ДОУ), раздаче блюд, обработке посуды в групповых ячейках; 

• осуществление ежедневного контроля за выполнением санитарно-гигиенических требований; 

• учет (насколько это возможно в ДОУ) индивидуальных  особенностей детей. 

В дошкольных учреждениях ежедневно заведующий вместе медицинским работником составляют меню-требование на основании примерно 10-дневного или двухнедельного меню. Меню представляет собой перечень блюд, входящих в дневной рацион ребенка. При составлении меню исходят из физиологических потребностей ребенка в различных пищевых веществах. 

Дети должны получать питание 4 раза в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 ч. Завтрак составляет 25 % от суточной энергетической ценности рациона, обед — 35 %, полдник — 15 — 20 %, ужин — 25 %. 

На завтрак следует давать каши, овощные пюре или другие плотные блюда, а также горячие напитки: чай с молоком, кофе, какао, на ужин лучше молочно-овощную пищу при ограниченном количестве жидкости. Обед должен включать в себя первое жидкое блюдо, второе — преимущественно мясное или рыбное, а третье — сладкое блюдо. В течение одного дня однородные блюда не должны повторяться. Используя один и тот же продукт в течение недели, следует варьировать приготовление из него блюд: например, картофель отварной, картофельные котлеты, картофельное пюре и т.д. 

Специальные условия охраны здоровья

Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет старшая медсестра ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 254 Г. О. ДОНЕЦК" ДНР

Доступ к информационным системам

Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается

Электронные образовательные ресурсы

Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.

Специальные технические средства обучения

В ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 254 Г. О. ДОНЕЦК" ДНР есть:

- 2 компьютера;
-1 принтер;

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 254 Г. О. ДОНЕЦК" ДНР отсутствуют

Жилые помещения в общежитии, интернате

Жилых помещений в общежитии, интернате при ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 254 Г. О. ДОНЕЦК" ДНР не предусмотрено

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie